В доме Чайковского в Клину, в том зале, где стоит знаменитый рояль Беккер, есть вот такой небольшой шкаф. Шкаф, конечно, не простой - в нём Чайковский хранил полное собрание сочинений своего любимого композитора Моцарта. Эти ноты - новогодний подарок в канун 1889 года от Петра Юргенсона, постоянного издателя музыки Чайковского.
Чайковский писал: "...Играя и читая Моцарта, я чувствую себя моложе, бодрее, почти юношей... По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он".
В своих рассказах о композиторах профессор Лев Николаевич Наумов пишет:
"...Чайковский очень любил Моцарта, посвятил ему сюиту "Моцартиана"... Я считаю, что, используя стилизации XVIII века в "Пиковой даме", он имеет в виду прежде всего Моцарта - достаточно вспомнить цитату из фортепианного концерта в интермедии "Искренность пастушки".
Стоп! Какую цитату, из какого фортепианного концерта? В "Искренности пастушки" - но где именно?
Думали мы, думали, и кое до чего додумались. Сейчас попробуем поставить рядом то, что нам кажется очень схожим - согласитесь ли вы с нами? Нам кажется, что в качестве источников Чайковскому послужили побочные партии 25-го концерта и до-минорного струнного квинтета.